Сейчас нужно спасать архитектурно-историческую СРЕДУ старого города, которая создавалась не одним поколением херсонцев. Над сохранением этой среды, можно сказать, "души города" работали целые институты (как Херсонские так и Киевские). Вначале нужно правильно выполнить АРХИТЕКТУРУ! А в правильной архитектуре газоны обязательно будут! Вспомнилось выражение: Архитектура - застывшая музыка. Так вот, нужно сыграть легкий Херсонский джаз... (М.Вустянский, член диалоговой группы)

пʼятницю, 19 березня 2010 р.

Перечень архитектурных памятников — дело кропотливое

Публикация в газете "Вечерняя Одесса".
В копилку опыта.

№37 (8774) // 13 марта 2008 г.
Определить, какие именно постройки в Одесской области можно называть памятниками архитектуры, планируется к концу 2010 года, при условии стабильного финансирования этой научной работы. Так сообщила на пресс-конференции 7 марта начальник обл"управления охраны объектов культурного наследия Н.А. Штербуль. Она же отметила, что сегодня реальную работу по выявлению и исследованию недвижимых памятников культурного наследия в Украине ведут лишь три региона — Одесская, Луган"ская области и АР Крым, а также город Киев.

В 2000 ГОДУ Закон Украины «Об охране культурного наследия» предусмотрел государственную регистрацию объектов этого наследия. Памятники должны быть занесены в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. Порядок определения категорий памятников и занесения их в Госреестр был утвержден постановлением Кабмина № 1760 от 27 декабря 2001 года. Согласно порядку, вопрос о занесении объекта в Госреестр решает Кабинет Министров по предложению Минкультуры, если речь идет о памятнике, претендующем на национальное значение. Если дело идет о памятниках местного значения, то их перечень утверждает Министерство культуры на основе предложений местного органа ООКН. Критерии принадлежности объекта к памятникам, разработанные научными сотрудниками охранных органов, утвердил Кабмин Украины.
Надо сказать, ревизия одесских зданий проводится областным охранным госорганом уже давно, это была хорошая «инициатива снизу», и работа во многом выполнялась на энтузиазме немногочисленного штата облУООКН: были обследованы, с выполнением фотофиксаций, целые кварталы, особенно в части исторического центра города, прилежащей к рынку «Новый». Обследование исторических зданий — серьезная прикладная научная работа, требующая немалых затрат, так как, помимо определения аутентичных стилевых фрагментов памятника, требует его экспертной оценки и определения процента износа, который в Одессе стремительно меняется, увы, не в сторону уменьшения.
В течение 2004-2006 годов облУООКН проделало предусмотренную Кабмином инвентаризацию объектов, которые могли бы претендовать на занесение в Госреестр. К работе были привлечены также специалисты одноименного управления горсовета. Решающее слово было за научными сотрудниками Государственного НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, а также НИИ памятникоохранных исследований Минкультуры Украины. В результате Минкультуры в 2007 году занесло в Госреестр 64 памятника архитектуры и градо"строительства и 1 памятник истории, находящиеся на территории Одессы. А 116 объектов, поданных на реестровое утверждение областным УООКН, были забракованы как не подлежащие внесению в Госреестр в связи с несоответствием критериям.
Негусто для обширного исторического центра Одессы. Правда, Н. Штербуль уточнила, что поначалу Минкультуры хотело выбраковать 190 объектов. Часть удалось отстоять.
В конечном счете, учитывая еще и работу, проделанную специалистами ОНУ им. И. Мечникова по выявлению памятников истории, после всех согласовательных процедур в киевских НИИ, наше областное управление охраны объектов культурного наследия настаивает сегодня на дополнительном включении в Госреестр 1349 памятников архитектуры, градостроительства, истории, монументального искусства, археологии, науки и техники в городе Одессе. (Упомянутые 116 в список не вошли: повторная подача не допускается). Кроме того, 25 объектов рекомендованы областным госорганом ко внесению в Госреестр как только что выявленные. Предполагается, что в 2008 году общая численность памятников культурного наследия, взятых под охрану государством, составит на территории Одессы более 1400. Научно-проектная документация одобрена Министерством культуры и туризма в январе нынешнего года, дело за соответствующим приказом Минкультуры.
ЧТО ЖЕ ЭТО за «признаки памятника», или пресловутые критерии, утвержденные Кабмином, согласно которым — ну, не всем сразу, а хотя бы одному из них, — объект может рассчитывать на охрану государством? Это — «значительное влияние на развитие культуры, архитектуры, градостроительства, искусства страны»; это — «непосредственная связь с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей» (ау, сгоревший особняк Диалегмено, в котором жила молодая чета Буниных, и обещания горисполкома по его восстановлению!..). Это — репрезентация творчества выдающегося архитектора или художника. Либо образчик стиля исчезнувшей цивилизации, вообще — четкое воплощение господствовавшего когда-то стиля (ну, как там европейский модерн Большой Московской?..). Либо четко обозначенное региональное влияние на развитие градо"строительного искусства (так называемый «местный стиль»). Либо «культурное наследие определенной этнической группы»...
Оно, конечно, специалистам НИИ виднее, хотя так и подмывает сказать, что кабминовские критерии получились довольно расплывчатыми: в перечисленные признаки можно включить, как и исключить из них, что угодно. У архитекторов — специалистов охранных госорганов есть куда более вразумительное определение того, что такое «аутентичный памятник»: это — объект, созданный в определенном стиле именно в эпоху зарождения и господства данного стиля. Объект или фрагмент. Ну, а историче"ский памятник, само собой, связан с людьми и событиями, независимо от своего стиля.
Не надо обладать особой прозорливостью, чтобы предположить, что «там, наверху» сегодня не слишком заинтересованы в оперативном создании охранного Госреестра: в стране строительный бум, земля дорожает и будет дорожать, идет бурная подковерная возня за лакомые земельные участки. В таких обстоятельствах кому-то очень на руку неотвратимое ветшание «культурного наследия» в виде старинных домостроений. Положим, Одесса почти что справилась с задачей инвентаризации памятников, Минкультуры подпишет приказ о включении одесских «объектов» в Госреестр, но... когда же он будет готов? И, насколько мы понимаем, его же должна будет утвердить Верховная Рада, чтобы Госреестр обрел силу закона?.. И нужно ведь будет законодательно определить меру ответственности за нарушение этого закона?
Нынче, отметила Н. Штербуль, нормы закона таковы, что государство может, конечно, отобрать памятник архитектуры у недобросовестного пользователя или собственника, но... только в судебном порядке, да к тому же и возместив ответчику затраты на покупку здания и на произведенные ремонтные работы. Какими неисповедимыми путями сегодня можно заполучить здание, видно на примере дома с аптекой Гаевского: частник (имя в Одессе очень даже известное) выкупил большинство квартир. Чьи квартиры — того и подвалы, и чердаки. ОблУООКН бомбардирует письмами Приморскую райадминистрацию: «Срочно обеспечьте мероприятия по сохранности здания». О сохранности богатейшего декора фасадов речь уже не идет — Наталия Штербуль настаивает на том, чтобы произвели работы по снятию слепков пластических форм, с фотофиксациями. Здание рекомендовано в Госреестр, и «не может не быть включено», надеется Н. Штербуль.
ПОЧЕМУ ВСЕ-ТАКИ не все старые здания Одессы удостоены статуса памятника? Решением горсовета
№ 580 в 1991 году, говорит начальник облУООКН, более 700 объектов были наречены «памятниками», дабы образовать в городе заповедник «Старая Одесса». При этом «памятники» не были обеспечены надлежащей научной документацией, решение не имело серьезных обоснований и было, как считает Н. Штербуль, некорректно с точки зрения развития города. Ведь на территории города, определенной как «заповедник», согласно нашему действующему законодательству, нельзя приватизировать квартиры (что, заметим, не соответствует мировой практике — в Европе очень даже можно), нельзя работать коммерческим структурам. «Накрыть город колпаком — и пусть умирает», — так откомментировала начальник облУООКН прожект «Старая Одесса». Фактически же, идея с заповедником «из цели охраны памятников превратилась для мэрии в средство передела недвижимости между областной и городской властью» считает Н. Штербуль. Она говорит, что нужен не заповедник как структура, а заповедная территория как режим, и правила использования должны быть расписаны четко.
Прожектерство не вывелось и сегодня. Городские чиновники поговаривают о парке Шевченко как о «памятнике архитектуры и градо"строительства». Однако, заметила Наталия Штербуль: «Нет проектных решений — только прожекты; ни плана, ни реставрационного задания мы не видели; будем бороться с попытками изуродовать парк»...
Еще одна проблема — археологические объекты. Сегодня их на территории Одесской области под охраной 1654 и более 300 — рекомендованы в Госреестр как только что обнаруженные.
В области утверждена региональная программа паспортизации объектов культурного наследия на 2004—2010 годы. С учетом ее бесперебойного выполнения областным УООКН (т.е., при условии своевременного финансирования) жители Одессы и области будут в 2010 году досконально знать, что же у нас охраняется государством. Ну, то есть, что государство обещает охранять. А уж что останется вне реестра — так надежда на то, что люди у нас не варвары.
Валентина ЛЕВЧУК.
Постоянный адрес статьи: http://vo.od.ua/rubrics/kultura/7927.php

Опубликовать

Немає коментарів:

Дописати коментар